Главная - Революция в Китае - Сунь Ят-сен - китайский революционер-демократ


Сунь Ят-сен - китайский революционер-демократ
Революции - Революция в Китае

сунь ят-сен - китайский революционер-демократ

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении — Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) [12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), провинция Гуандун, — 12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине], китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское вооружённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сен-с. «три народных принципа»: национализм (свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа). В 1905—11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен-с. был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революционной борьбе китайского народа, дал высокую оценку деятельности Сунь Ят-сен - с., назвав его «... революционным демократом, полным благородства и героизма...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402), но в то же время указывал и на утопизм его взглядов. Сунь Ят-сен-с. считал возможным избежать развития капитализма в Китае, и в этом В. И. Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен-с. вынужден был под давлением внутренней феодальной реакции и империалистических держав сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). Однако до Великой Октябрьской социалистической революции в России Сунь Ят-сен-с. непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутренней и внешней реакции.

Победа Октябрьской революции 1917 в России оказала на Сунь Ят-сен-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика страны Советов в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в своё время в Китае русским царизмом, активная и бескорыстная помощь выступавшим против китайских милитаристов революционным силам Южного Китая, во главе которых с начала 20-х гг. стоял Сунь Ят-сен-с., произвели на него неизгладимое впечатление. Он характеризовал значение революции в России как рождение «великой надежды человечества». По просьбе Сунь Ят-сен-с. Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов — видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П. А. Павловым, затем В. К. Блюхером. На пост политического советника Сунь Ят-сен-с. осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен-с. установил тесную, дружескую переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР.

Под влиянием идей Октябрьской революции, развития национально-освободительного движения в Китае и деятельности созданной в 1921 компартии Китая с учётом собственного опыта борьбы с китайскими милитаристами Сунь Ят-сен-с. обогатил новым содержанием «три народных принципа»; эти принципы стали программой создания в стране единого антифеодального и антиимпериалистического фронта. Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием — демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сен-с. означал реализацию крестьянских требований «каждому пахарю — своё поле», улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен-с, провозгласил три основные политические установки — нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью «трёх народных принципов».

Общественно-политические и экономические взгляды Сунь Ят-сен-с. претерпели серьёзную эволюцию на протяжении его жизненного пути. От утопических в конкретно-исторических условиях начала 20 в. надежд на возможность для Китая избежать тех бедствий, которые несёт с собой развитие капитализма, Сунь Ят-сен-с. в 1924 пришёл к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всех видов экономического угнетения, опираясь на рабочих и крестьян своей страны и на помощь Советского Союза. К концу жизни он преодолел распространённые среди китайских буржуазных националистов идеи китайского великодержавного шовинизма, так называемой расовой солидарности стран Азии (паназиатизм), которым прежде отдавал известную дань; всё больше он становился горячим поборником союза китайского и др. угнетённых империализмом народов Востока с СССР во имя совместной борьбы с мировым империализмом. Последним документом, подписанным Сунь Ят-сен-с., было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Культурная революция

Культурная революция — понятие «К. р.» впервые ввел в марксистскую науку в 1923 г. В

News image

Сущность дьявольского культа китайской коммунистической партии

Предисловие Крах социалистического блока вслед за крахом Советского Союза в начале 1990-х годов отметил падение коммунизма спустя почти столетие со дня его...

News image

Социалистическая революция

Социалистическая революция, пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической фор...

Коммунизм:

Интеллигенция

News image

Интеллигенция (лат. — intelligens — знающий, мыслящий) — социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся сл...

Советы

News image

Советы — всенародно избираемые органы власти в СССР, самые представительные и массовые организации, сочетающие в себе черты госуда...

Современное положение коммунизма в мире и стране

News image

Основные противоречия в обществе. Поражение социализма в СССР отбросило почти весь мир туда же, где он прибывал в начале ХХ века. ...

Платформизм

News image

Платформизм — это направление в рамках более широкого анархистского движения, первоначально предположенная, анархо-коммунистами Петро...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Сианьские события

News image

Сианьские события, выступление группы офицеров гоминьдановских войск, возглавлявшееся командующим Северо-Восточной армией Чжан С...

Чжан Тай-лэй (1898, Чанчжоу, — 12.12.1927, Гуанчжоу)

News image

Чжан Тай-лэй (1898, Чанчжоу, — 12.12.1927, Гуанчжоу), деятель Коммунистической партии Китая (КПК). Из семьи служащего

Ким Чен Ир - 2-й Председатель Государственного комитета обороны КНДР

News image

Детство Ким Чен Ир родился 16 февраля 1941 года (согласно официальной биографии — 16 февраля 1942 года) в семье Ким Ир Сена и...

Теория перманентной революции

News image

Теория перманентной революции (от лат. permaneo — продолжаюсь, остаюсь) — это теория о развитии революционного процесса в перифе...

Перемены на Кубе после 1993года

News image

Внутренняя и внешняя политика Кастро во многом изменилась за последнее время. Например, явно прослеживается движение к рыночной ...

Ход развивающихся событий революции на Кубе

News image

На рассвете 26 июля 1953 года, группы вооруженной молодежи (165 человек), во главе адвокатом Фиделем Кастро (родившемся 13 авгус...

Красное движение:

Еженедельник ВЧК и красный террор

News image

Ф. Э. Дзержинский публикует распоряжение об издании «Еженедельника ВЧК», которому поручено публиковать известия о деятельности органов ЧК ...

Красное движение. Красный и белый террор

News image

В настоящее время мы пришли к пониманию того, что гражданская война — это братоубийственная война. Однако вопрос о том, какие силы противо...

Пролетариат

News image

Значение слова «пролетариат» происходит из латыни, proletarius – «неимущие». Синоним слова «пролетариат» - «рабочий класс», т.е. это кла...