Главная - Лидеры - Гесс, Мозес


Гесс, Мозес
Красное движение - Лидеры

гесс, мозес

Мозес Гесс (Хесс) (нем. Hess, Moses, Моше, также Мориц, более точно Моисей; 21 июня 1812, Бонн — 6 апреля 1875, Париж) — один из первых немецких социалистов, оказавший влияние на Карла Маркса и Фридриха Энгельса, один из основателей вульгарного коммунизма. Немецкий еврейский философ, младогегельянец, автор термина отчуждение. Один из ранних провозвестников сионизма (в частности, его социалистического направления).

Биография

Мозес Гесс родился в Бонне. Его родители переехали в интересах бизнеса в Кёльн, и до 14 лет Гесс жил у своего деда, коммерсанта, знатока Торы, который воспитал его в духе ортодоксальных еврейских традиций.

В 1837—1839 гг. он изучал философию в Боннском университете, но диплома не получил.

С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов кёльнской радикальной «Рейнской Газете» (Rheinische Zeitung) (запрещена правительством в марте 1843 г.), а с конца 1842 года — её парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики. Он полагал, что свободный труд должен заменить капиталистическую систему, основанную на эксплуатации человека человеком.

После прихода в газету Карла Маркса, Гесс оказывал заметное влияние на его образ мысли; они совместно работали над несколькими проектами. Позднее, однако, Маркс отверг предлагаемую Гессом разновидность утопического социализма, подвергнув его резкой критике в «Манифесте Коммунистической партии» (1848). Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846-51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. Постепенно Гесс меняет свои идеалистические взгляды и становится более прагматичным в своих убеждения. С 1863 стал сторонником Ф. Лассаля.

После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей христианство.

В качестве журналиста Гесс много путешествовал по Бельгии и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии, Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 в Париже, занимаясь главным образом публицистикой.

В 1861—1863 гг. Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма» (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage), представляющую собой классическую теорию сионизма.

В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж, наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет США и Германии. Когда началась Франко-прусская война, Мозес Гесс, как подданный Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её.

В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на еврейском кладбище в Дейце близ Кёльна. В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Кинерет. Именем Гесса назван мошав Кфар-Хес и улицы в нескольких израильских городах.

Деятельность

В своей первой опубликованной работе «Священная история человечества, написанная юным последователем Спинозы» (1837; Heilige Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinoza) Гесс пытался сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у Баруха Спинозы. В книге «Европейская триархия» (1841) он призывает создать прогрессивный союз трёх великих держав (Великобритании, Франции и Германии) в единое европейское государство против реакционной России.

Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью ассимилироваться посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на иудаизм. Даже Дамасское дело (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время.

Позднее, реагируя на всплеск антисемитизма в Европе, Гесс выражал сострадание своим собратьям. В своей знаменитой книге «Рим и Иерусалим», Гесс выдвигает идею, согласно которой, первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединёнными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив её и внеся в неё моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития, по мнению Гесса, должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. После первого личного столкновения с антисемитизмом Мозес Гесс вернулся к еврейской национальной концепции, основанной на том, что еврейский народ, живя в изгнании, обязан сохранить свою национальную самобытность, в то время, как полная независимость достижима лишь в национальном государстве, возрождённом на землю предков, в Эрец-Исраэль. Единственное средство сохранения национальной самобытности Гесс видел в еврейской религии. При этом он считал, что до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества следует доверить выборному Синедриону (Высшему совету мудрецов). Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами» («Рим и Иерусалим», письмо 12).[1]

Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта.

Работы Мозеса Гесса и его личность были оценены по достоинству только с расцветом сионистского движения. Идеи Гесса оказали влияние на таких сионистских лидеров как Ахад-хаАм и Теодор Герцль. Статьи о Гессе и ранние переводы его трудов стали появляться в 80-е годы XIX века. Двухтомное собрание сочинений Гесса было издано на немецком, польском и иврите под редакцией Мартина Бубера (1954-56 гг). Интерес социалистов к Гессу в XX веке также возрос.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Промышленный переворот в Англии: начало

Смена мануфактуры фабрикой, также именуемая промышленным переворотом, началась в Англии в 60-ые годы 18 века. Существуют два главных момента промышленного перев...

News image

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 ...

News image

Репрессии в период правления Батисты (Куба)

Репрессии в период правления Батисты — политические преследования, осуществлявшиеся со стороны гражданских властей и вооружённых сил Кубы во время нахождения ...

Коммунизм:

Общество, основанное на общественной собственности

News image

После XIX века термин коммунизм часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-э...

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА

News image

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА. Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненав...

Коммунистическая партия Китая разрушила традиционную культуру

News image

Культура является душой нации. Являясь духовной составляющей, она также важна для человечества, как и материальные составляющие: наци...

Коммунизм в широком смысле

News image

Коммунизм (от лат. communis — общий); а) в широком смысле — высшая общественно-экономическая формация, приходящая на смену капитал...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Революционный коммунистический союз молодёжи

News image

Революционный коммунистический союз молодежи (большевиков) — РКСМ(б) — коммунистическая организация, объединяющая молодежь в бор...

Бездействие царя привело к восстанию народа

News image

Ещё с осени жители Петрограда стали ощущать постоянные проблемы с поступлением продовольствия, и чем ближе приближалась зима, тем ...

Северо-Западный поход 1934—1936

News image

Северо-Западный поход 1934—1936, перебазирование основных сил китайской Красной армии (ККА) из советских районов, находившихся в...

Биография Мао Дзедуна

News image

Мао Дзедун (1883 - 1976) Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику  в  1949 году. Он также был одним из ...

Восстановление и развитие народного хозяйства КНДР в послевоенный период

News image

Трехлетняя война нанесла народному хозяйству КНДР громадный ущерб. По далеко не полным данным, сумма этого ущерба превысила 420 ...

Ядерная программа КНДР

News image

Ядерная программа Экспериментальный реактор мощностью 5 МВт в Исследовательском центре в Йонбёне Предположительно с начала...

Красное движение:

Известные жертвы красного террора

News image

Члены дома Романовых Николай II (вместе с ним была убита вся его семья, доктор Боткин и прислуга) (См. Расстрел царской семьи). Вели...

Красный террор

News image

Кра сный терро р — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917–1923 гг.) против социальны...

Причины советского распада

News image

Согласно показателям статистики, советская экономика была достаточно эффективной. Положительная тенденция развития экономики в СССР наблюдал...