Главная - Идеологии - Западный марксизм


Западный марксизм
Красное движение - Идеологии

западный марксизм

За падный маркси зм (англ. Western Marxism) — течение, которое, с одной стороны, противостоит ленинской интерпретации марксизма, критически отзываясь и о «реальном социализме» в СССР 30-80 гг., а с другой — критически развивает наследие Маркса и Энгельса, критикуя капиталистическую систему. Основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши

New Page 1</ref>.

В рамках этого направления сформировались две основные традиции:

«Диалектико-гуманистическое», предлагавшее поставить человека в центр марксистской философии. В данном случае сочетаются разработки Маркса из «Экономического философских рукописей 1844 года» и фрейдизм, экзистенциализм, неогегельянство.

В данное направление входят:

Франкфуртская школа

Фрейдо-марксизм (В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм)

Экзистенциалистский марксизм (Ж. П. Сартр, К. Касториадис, К. Лефор). Также идеи, близкие к марксизму, разрабатывали Э. Фишер, А. Шафф, К. Косик, Ф. Марек. Среди работ Ж. П. Сартра, посвященных этой тематике, можно выделить «Проблемы метода» и «Критика диалектического разума». Ж. П. Сартр представляет практически действующего индивида как источник социальной диалектики. Основной акцент в этом направлении делается на человеческую субъективность, проблемы отчуждения (то, на что делал сильный упор ранний Маркс), проблемы восстановления целостности человека.

Феноменологический марксизм, получивший распространение в основном в Италии и США (Энцо Пачи, П. Пиконе). Энцо Пачи пытался соединить Гуссерля с Марксом путем соединения феноменологии и марксизма. Роватти, Вигорелли разрабатывали проблематику человеческих потребностей, революционного субъекта истории и т. д.

Марксистский историцизм — этого направления придерживались последователи А. Грамши — Н. Баладони, Л. Группи, Э. Серени. Исходя из его понимания философии как «философии практики», они отвергли разделение марксистской философии на диалектический и исторический материализм.

Будапештская школа (А. Хеллер, М. Вайда, Д. Маркуш, Ф. Фехер) — последователи идей молодого Дьёрдя Лукача (в частности, особенное значение имеет его работа «История и классовое сознание»), в которой диалектика представляется как взаимосвязь и взаимопереход объекта и субъекта, а во главу угла ставится понятие общества как целостности.

Школа «Праксис», сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала, выходившего в Загребе (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Кангрга, Р. Супек, М. Маркович, С. Стоянович). В основе их работ лежит понятие практики как фундаментального отношения между субъектом и объектом. Они разрабатывали проблематику человека, а также пытались воздействовать на систему самоуправления в Югославии.

Эрнст Блох (1885—1977) с его «философией надежды». Блох строит общую концепцию развития мира, в которой субъект и объект сначала слитны, затем разделяются, а затем воссоединяются снова. Марксизм, по Блоху, это «конкретная утопия», соединяющая предвидение будущего с его возможностью его революционного сотворения.

«Сциентистское направление», предлагавшее поднять марксизм на высокий научный уровень, очистив его от абстрактного философствования.

Луи Альтюссер и его последователи (Э. Балибар, Д. Лекур, П. Реймон). Это течение нередко называют «структуралистский марксизм» или «альтюссерианство». Представители этого направления считают, что марксизм должен выявлять свою специфику как науки, освобождаясь от философии субъекта, от телеологической гегелевской диалектики, от идеологии, от эмпиризма. Выдвигается концепция «сверхдетерминации» — мысль о том, что основное экономическое противоречие в обществе должно решаться с помощью политики, идеологии и т. п. Поэтому революция происходит не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются иные противоречия.

Гальвано делла Вольпе (1895—1968) и его последователи. Рассматривая марксистское учение об обществе как конкретную науку. Делла Вольпе считал, что науке необходимы определенные абстракции, а философия сводится к общей методологии.

Аналитический марксизм (80-90е гг. XX в.) — представители (Эрик Олин Райт, Дж. Коэн, Дж. Элстер, Дж. Ремер и др.) — стремились развить учение об обществе как науку на основе строгих современных методов. Развиваются микро - и макроуровневый подходы. На макроуровне предложена концепция соотношения производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, на микроуровне — исследование поведения индивидов. Эти исследования проводились с помощью методов математического моделирования, теории игр и т. д.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна, Андре Гундер Франка, Самир Амина и других.

Теория зависимого развития А. Г. Франка, Теотониу душ Сантуша, Руй Мауро Марини, Родольфо Ставенхагена, Рауля Пребиша и других.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Социалистическая революция и мусульманский Восток

Проснувшаяся Азия Какими путями пойдет революция на Востоке? Социалисты прошлого века отвечали однозначно: революционный Восток пойдет вслед за революционе...

News image

Промышленный переворот в Англии: начало

Смена мануфактуры фабрикой, также именуемая промышленным переворотом, началась в Англии в 60-ые годы 18 века. Существуют два главных момента промышленного перев...

News image

Испанская революция (1931—1939)

Величайшие события произошли в Испании, когда 14 апреля 1931 после мощных народных выступлений была провозглашена республика, а король был вынужден бежать из ст...

Коммунизм:

Уравнительное распределение в коммунизме

News image

Уравнительное распределение — форма распределения потребительских благ между членами коллектива поровну, независимо от трудового в...

Принципы коммунизма

News image

1-й вопрос: Что такое коммунизм? Ответ: Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. 2-й вопрос: Что такое прол...

КОММУНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО

News image

Единство несоединимого или диалектический материализм наших дней. В последние годы, когда у людей возрождается религиозное чувство и ...

Манифест коммунистической партии

News image

«Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которо...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Трудовая партия Северной Кореи

News image

История Трудовая партия Северной Кореи 29 июля 1946 года на совместном пленуме ЦК Новой народной партии и Коммунистической...

Политика КНДР

News image

Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство,...

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СОВЕТСКОЙ ГРУППИРОВКИ» В КНДР (1945 – 1960)

News image

В первые годы истории северокорейского государства огромную роль в его формировании и развитии играли многочисленные советские к...

«Тридцатого мая» движение

News image

«Тридцатого мая» движение, подъём массовой антиимпериалистической борьбы китайского народа летом 1925, явившийся началом Революц...

Эрнесто Че Гевара

News image

Эрнесто Че Гевары нет в живых уже больше тридцати лет. Его великие современники - Джон Кеннеди и Никита Хрущев, Шарль де Голль и...

Синчжунхой (Общество возрождения Китая)

News image

Синчжунхой (Общество возрождения Китая), первая китайская революционная организация, созданная самим Сунь Ят-сеном в 1894 в Гоно...

Красное движение:

Красный террор в 1917—1921 годах

News image

Смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. решением Второго Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов. ...

Революционный красный террор начала XX века

News image

Само понятие «красного террора» впервые ввела эсерка Зинаида Коноплянникова, которая заявила на суде в 1906. В свою очередь, термин «кр...

Еженедельник ВЧК и красный террор

News image

Ф. Э. Дзержинский публикует распоряжение об издании «Еженедельника ВЧК», которому поручено публиковать известия о деятельности органов ЧК ...