Главная - Энциклопедия коммунизма - Уравнительный коммунизм
template ."/tools.php");?>


Уравнительный коммунизм
Красное движение - Энциклопедия коммунизма

уравнительный коммунизм

Уравнительный коммунизм —

форма социальной утопии, содержащая идеал общества, которое основано на «общности имуществ», т. е. на коллективной собственности на средства производства и предметы потребления (в этом отличие У. к. от эгалитаризма, стремящегося к установлению строя равных собственников), а также на полном, абсолютном равенстве всех производителей не только в экономическом и социально-политическом отношении, но и в смысле уравнения всех потребностей. У. к. односторонне решает проблему взаимоотношения общества и личности, обосновывает безусловное подчинение интересов личности, индивидов некоему абстрактному «обществу равных» либо каким-то конкретным общностям — государству, фаланстеру, общине и т. п.

Как форма стихийного, инстинктивного протеста против социальных антагонизмов и классового неравенства идеи У. к. содержатся в народной идеологии древности и средневековья. Некоторые ереси, из которых сложилось первоначальное христианство, также включали подобные идеи. Значительное место уравнительно-коммунистические тенденции занимают в крестьянской идеологии эпохи феодализма, они нашли свое выражение в теориях и обычаях таборитов и анабаптистских общин, в идеологии и практике восставших китайских тайпинов, в некоторых обычаях и представлениях общинного крестьянства России и т. д.

Идеи У. к. содержат первые литературные социальные утопии — учения Мора (принудительное привлечение к труду, сокращение потребностей), Кампанеллы (строгая регламентация отношений между полами), Морелли (всеобщая стандартизация, строгая регламентация жизни, принудительное вступление в брак) и др. Ранние утопии отражали экономическую и духовную неразвитость общества, незрелость социальных отношений. И не случайно идеал будущего здесь зачастую ищется в далеком прошлом человечества: идеализируются обычаи первобытного «коммунизма», порядки древнего патриархально-родового строя.

У. к. существует и как рудимент в собственно социалистической мысли. Его черты в особенности свойственны раннему революционному утопическому социализму (примитивное производство в учении Уинстэнли, черты строгой регламентации, утилитарное отношение к искусству в бабувизме). В XIX в. наряду с собственно социализмом выделяется целое течение социального утопизма, являющееся именно У. к. (равномерное распределение труда и наслаждения, насильственное лечение у Вейтлинга, государственная регламентация быта у Кабе). Черты уравнительности имеются как во французском революционном коммунизме 30—40 х гг., так и в «мирном» социализме Фурье и его последователей.

Существование двух тенденций в антибуржуазной утопической мысли — уравнительно-коммунистической и социалистической, их сложное взаимопереплетение и борьба обусловили противоречивый характер развития данной формы идеологии в целом. Эти противоречия усиливались тем, что, стремясь отвлечь внимание масс от идей социализма, исказить их, его противники обычно выдавали (и до сих пор выдают) идеи У. к. за сущность социалистической идеологии. В то же время внутри социалистической мысли чем дальше, тем больше складывается критическое отношение к У. к. как к превратному решению социального вопроса, хотя и носящему внешне демократический (в смысле близости к непосредственным требованиям неразвитых трудящихся масс) характер. Некоторые социалисты (Герцен, Писарев и др.), в особенности же основоположники научного коммунизма Маркс и Энгельс выступали с резкой критикой У. к., как теоретического оправдания насилия над личностью. Маркс писал, что «этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием... Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования», исходящие «из представления о некоем минимуме. У него — определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее» (т. 42, с. 114—115).

В современную эпоху идеи У. к. берутся на вооружение идеологами некоторых левацких социально-политических движений, находятся в арсенале антикоммунистической пропаганды.

Научный коммунизм противопоставляет У. к. учение о гармоническом сочетании в будущем обществе интересов личности, коллектива и общества в целом, о полном расцвете всех человеческих способностей, об удовлетворении всех разумных потребностей человека.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Остров Свободы

Эта легендарная история началась в 1953 году, тогда мир впервые услышал о Фиделе Кастро, который с отрядом единомышленников поднялся на борьбу против Фульхенсио...

News image

Промышленный переворот в Англии: начало

Смена мануфактуры фабрикой, также именуемая промышленным переворотом, началась в Англии в 60-ые годы 18 века. Существуют два главных момента промышленного перев...

News image

Репрессии в период правления Батисты (Куба)

Репрессии в период правления Батисты — политические преследования, осуществлявшиеся со стороны гражданских властей и вооружённых сил Кубы во время нахождения ...

Коммунизм:

Общество, основанное на общественной собственности

News image

После XIX века термин коммунизм часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-э...

Ликвидация эксплуататорских классов

News image

Ликвидация эксплуататорских классов — главная социальная задача революции социалистической и переходного периода от капитализма к ...

Российское бюро ЦК КПСС

News image

Росси йское бюро Центра льного Комите та Коммунисти ческой па ртии Сове тского Сою за - руководящий орган партийных организаций КПСС...

Моральный кодекс строителя коммунизма

News image

Моральный кодекс строителя коммунизма — свод принципов коммунистической морали, вошедших в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXI...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Хуасинхой (Союз процветания Китая), вторая по значимости после Синчжунхоя буржуазно-революционная ор

News image

Хуасинхой (Союз процветания Китая), вторая по значимости после Синчжунхоя буржуазно-революционная организация в Китае. Создана Х...

Дэн Чжун-Ся (7.9.1894 — октябрь 1933)

News image

Дэн Чжун-Ся (7.9.1894 — октябрь 1933), деятель Коммунистической партии Китая (КПК). Будучи студентом Пекинского университета, пр...

Чан Кай-ши

News image

Чан Кай-ши, Цзян Цзе-ши (31.10.1887, Фынхуа, провинция Чжэцзян, — 5.4

Единый демократический отечественный фронт КНДР

News image

Историю существования Корейской народной армии в КНДР отсчитывают от образования Антияпонской народной партизанской армии (АНПА)...

Биография Мао Дзедуна

News image

Мао Дзедун (1883 - 1976) Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику  в  1949 году. Он также был одним из ...

Бездействие царя привело к восстанию народа

News image

Ещё с осени жители Петрограда стали ощущать постоянные проблемы с поступлением продовольствия, и чем ближе приближалась зима, тем ...

Красное движение:

Известные жертвы красного террора

News image

Члены дома Романовых Николай II (вместе с ним была убита вся его семья, доктор Боткин и прислуга) (См. Расстрел царской семьи). Вели...

Пролетариат

News image

Значение слова «пролетариат» происходит из латыни, proletarius – «неимущие». Синоним слова «пролетариат» - «рабочий класс», т.е. это кла...

Революционный красный террор начала XX века

News image

Само понятие «красного террора» впервые ввела эсерка Зинаида Коноплянникова, которая заявила на суде в 1906. В свою очередь, термин «кр...