Главная - Энциклопедия коммунизма - Уравнительный коммунизм


Уравнительный коммунизм
Красное движение - Энциклопедия коммунизма

уравнительный коммунизм

Уравнительный коммунизм —

форма социальной утопии, содержащая идеал общества, которое основано на «общности имуществ», т. е. на коллективной собственности на средства производства и предметы потребления (в этом отличие У. к. от эгалитаризма, стремящегося к установлению строя равных собственников), а также на полном, абсолютном равенстве всех производителей не только в экономическом и социально-политическом отношении, но и в смысле уравнения всех потребностей. У. к. односторонне решает проблему взаимоотношения общества и личности, обосновывает безусловное подчинение интересов личности, индивидов некоему абстрактному «обществу равных» либо каким-то конкретным общностям — государству, фаланстеру, общине и т. п.

Как форма стихийного, инстинктивного протеста против социальных антагонизмов и классового неравенства идеи У. к. содержатся в народной идеологии древности и средневековья. Некоторые ереси, из которых сложилось первоначальное христианство, также включали подобные идеи. Значительное место уравнительно-коммунистические тенденции занимают в крестьянской идеологии эпохи феодализма, они нашли свое выражение в теориях и обычаях таборитов и анабаптистских общин, в идеологии и практике восставших китайских тайпинов, в некоторых обычаях и представлениях общинного крестьянства России и т. д.

Идеи У. к. содержат первые литературные социальные утопии — учения Мора (принудительное привлечение к труду, сокращение потребностей), Кампанеллы (строгая регламентация отношений между полами), Морелли (всеобщая стандартизация, строгая регламентация жизни, принудительное вступление в брак) и др. Ранние утопии отражали экономическую и духовную неразвитость общества, незрелость социальных отношений. И не случайно идеал будущего здесь зачастую ищется в далеком прошлом человечества: идеализируются обычаи первобытного «коммунизма», порядки древнего патриархально-родового строя.

У. к. существует и как рудимент в собственно социалистической мысли. Его черты в особенности свойственны раннему революционному утопическому социализму (примитивное производство в учении Уинстэнли, черты строгой регламентации, утилитарное отношение к искусству в бабувизме). В XIX в. наряду с собственно социализмом выделяется целое течение социального утопизма, являющееся именно У. к. (равномерное распределение труда и наслаждения, насильственное лечение у Вейтлинга, государственная регламентация быта у Кабе). Черты уравнительности имеются как во французском революционном коммунизме 30—40 х гг., так и в «мирном» социализме Фурье и его последователей.

Существование двух тенденций в антибуржуазной утопической мысли — уравнительно-коммунистической и социалистической, их сложное взаимопереплетение и борьба обусловили противоречивый характер развития данной формы идеологии в целом. Эти противоречия усиливались тем, что, стремясь отвлечь внимание масс от идей социализма, исказить их, его противники обычно выдавали (и до сих пор выдают) идеи У. к. за сущность социалистической идеологии. В то же время внутри социалистической мысли чем дальше, тем больше складывается критическое отношение к У. к. как к превратному решению социального вопроса, хотя и носящему внешне демократический (в смысле близости к непосредственным требованиям неразвитых трудящихся масс) характер. Некоторые социалисты (Герцен, Писарев и др.), в особенности же основоположники научного коммунизма Маркс и Энгельс выступали с резкой критикой У. к., как теоретического оправдания насилия над личностью. Маркс писал, что «этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием... Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования», исходящие «из представления о некоем минимуме. У него — определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее» (т. 42, с. 114—115).

В современную эпоху идеи У. к. берутся на вооружение идеологами некоторых левацких социально-политических движений, находятся в арсенале антикоммунистической пропаганды.

Научный коммунизм противопоставляет У. к. учение о гармоническом сочетании в будущем обществе интересов личности, коллектива и общества в целом, о полном расцвете всех человеческих способностей, об удовлетворении всех разумных потребностей человека.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 ...

News image

Промышленный переворот в Англии: начало

Смена мануфактуры фабрикой, также именуемая промышленным переворотом, началась в Англии в 60-ые годы 18 века. Существуют два главных момента промышленного перев...

News image

Репрессии в период правления Батисты (Куба)

Репрессии в период правления Батисты — политические преследования, осуществлявшиеся со стороны гражданских властей и вооружённых сил Кубы во время нахождения ...

Коммунизм:

Нацизм и коммунизм – в равной ли мере преступны?

News image

Русский журнал публикует небольшой текст известного западного философа-антимарксиста Лешека Колаковского, умершего 18 июля 2009 года....

Коммунизм в системе типизации дуалистических ересей

News image

Современная цивилизация есть плод развития культуры, в основе которой лежат либеральные принципы. Экономические и политические свобод...

Авангард красной молодёжи

News image

Аванга рд кра сной молодёжи (сокращённо АКМ) — коммунистическая большевистская организация в странах бывшего СССР и зарубежья, преиму...

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА

News image

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА. Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненав...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Сианьские события

News image

Сианьские события, выступление группы офицеров гоминьдановских войск, возглавлявшееся командующим Северо-Восточной армией Чжан С...

«Сто дней реформ»

News image

«Сто дней реформ», период умеренных буржуазных реформ в Китае в конце 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императо...

Реформа и перестройка

News image

Понятие «реформа» подразумевает под собой процесс преобразования, который вводится законодательным путем. В основном, правите...

О задачах и перспективах китайской революции. Бюллетень Оппозиции (Большевиков-ленинцев) № 15-16 (Se

News image

Бюллетень Оппозиции (Большевиков-ленинцев) № 15-16 (Septembre - 1930 - Сентябрь ): За последние месяцы в нескольких провинция...

Февральская буржуазно-демократическая революция

News image

Февральская буржуазно-демократическая революция — революция 1917 года в Российской империи, вторая русская революция, в результа...

Ядерная программа КНДР

News image

Ядерная программа Экспериментальный реактор мощностью 5 МВт в Исследовательском центре в Йонбёне Предположительно с начала...

Красное движение:

Известные жертвы красного террора

News image

Члены дома Романовых Николай II (вместе с ним была убита вся его семья, доктор Боткин и прислуга) (См. Расстрел царской семьи). Вели...

ВЦИК

News image

Общеизвестное сокращение ВЦИК является аббревиатурой Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В справочной литературе опре...

Красная угроза

News image

«Красная угроза» — название двух периодов антикоммунизма в истории Соединённых Штатов. Первый период относится к 1917—1920 годам, второй о...