Главная - Энциклопедия коммунизма - Семья при социализме и коммунизме


Семья при социализме и коммунизме
Красное движение - Энциклопедия коммунизма

семья при социализме и коммунизме

Семья при социализме и коммунизме

Семья — основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (структурой) общность, для создания которой необходима социальная санкция; последняя характеризует соответствие составляющего основу семьи супружества определенной совокупности социальных норм. Следовательно, в семье сочетаются качества малой социально-психологической группы и социального института. Соотношение между ними, так же как и преобладающие в обществе мотивы брака, численность, структура, функции семьи зависят в конечном счете от характера господствующих экономических отношений, а непосредственно также — от социального статуса людей, их профессии, культуры, традиций социальной среды, демографической ситуации в регионе (стране) и т. д. Иначе говоря, семья представляет собой специфическое выражение сущности данного общества, его общих закономерностей. В то же время многогранность брачно-семейных отношений, наличие в них, наряду с социальным, и биопсихического аспекта обусловливают относительную самостоятельность их развития.

Внутрисемейные отношения тесно связаны со взаимоотношениями между семьей и общественным целым. Эти взаимоотношения конкретизируются, с одной стороны, в демографической политике государства, с другой — в социальных функциях семьи. При этом различаются, во-первых, специфические функции, выражающие сущность брачно-семейных отношений и ответственность родителей за воспитание детей, во-вторых, функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству частной собственности, организация производства, потребления и др.).

В развитии советской семьи находят выражение прежде всего высокая гуманистическая сущность социализма как социально-экономической системы, идеалы и ценности социалистической культуры. Вместе с тем на это развитие влияют как те объективные трудности, которые пришлось пережить нашему обществу, в частности экономические и демографические последствия гражданской и Великой Отечественной войн (последствия экономических трудностей, резкого сокращения рождаемости, безотцовщины, миграционных процессов и др.), так и различного рода недоработки и недостатки субъективного порядка (например, длительное отсутствие у нас системы подготовки молодежи к браку и службы помощи семье).

Социальное значение советской семьи возрастает по мере того, как повышаются требования к воспитанию, в котором влияние семьи играет главную роль. Именно семья, ее нравственно-психологический климат формируют тот эмоциональный, психологический фундамент, на котором строится все последующее умственное и духовное развитие личности. Как своего рода «социальный микрокосм», семья наиболее соответствует педагогическому требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Поскольку же в ней представлены различные возрастные, половые, а подчас также и профессиональные общественные «подсистемы», она создает детям наиболее широкие возможности для проявления своих эмоциональных и интеллектуальных задатков и их реализации.

Будучи необходимым фактором воспитания молодого поколения, семья вместе с тем сама нуждается в детях, поскольку они, как отмечал еще Гегель, обновляют, упрочивают и обогащают супружеские отношения.

Все это актуализирует проблемы укрепления семьи и усиления ее социальной дееспособности, оптимизации количественных и качественных показателей рождаемости, более решительной борьбы с алкоголизмом и другими антиподами коммунистической морали, которые являются главными источниками негативных тенденций в этой важной области общественной жизни. Демографическая политика в условиях развитого социализма направлена также на повышение материального благосостояния семьи, преодоление противоречий между профессиональной работой женщин и материнством путем развития общественного бытового обслуживания и расширения сети детских учреждений, совершенствование нравственных и правовых основ брачно-семейных отношений.

В ходе строительства коммунизма с неуклонным повышением нравственной и эстетической культуры населения становятся более стабильными и глубокими чувства, составляющие психологическую основу единобрачия: любовь и ответственность за воспитание детей. Однако было бы упрощением трактовать прочность коммунистической семьи как отсутствие в ней каких-либо противоречий или конфликтов. В действительности сложность психологических отношений между полами, между родителями и детьми — следствие не только отставания сознания от бытия, но и различий самих субъектов данных отношений, их изменчивости, разнообразия потребностей, интересов, настроений, присущей людям способности увлекаться и разочаровываться. Другими словами, сами по себе человеческие качества, сильные и слабые стороны людей способны создавать в отношениях между ними ситуации, чреватые конфликтами и даже взрывами. Нравственный и эстетический прогресс поднимет культуру населения, умение человека владеть собой, держать себя в руках, но он одновременно сделает его более утонченным, более гордым, а значит, и более требовательным к поведению других.

Преодоление противоречий между материнством и профессиональной деятельностью женщин существенно улучшит условия для стабилизации рождаемости, обеспечения необходимой нормы воспроизводства населения во всех регионах страны, улучшения здоровья детей.

Затраты времени членов семьи на хозяйственно-бытовую деятельность существенно сократятся (см. Быт при социализме и коммунизме), что позволит ей значительно эффективнее, чем в настоящее время, выполнять функцию социализации молодого поколения. В результате общего повышения уровня воспитательной работы увеличится роль общественных детских учреждений. В то же время семейное воспитание, в силу его глубокой специфичности, останется насущной необходимостью для общества даже в самом отдаленном будущем. К тому же и чувства материнства и отцовства, а значит, и потребность общения с детьми для самих родителей, надо полагать, также не «отомрут», а, наоборот, разовьются и усилятся, ибо это — социальные, нравственные качества людей, хотя они имеют природную, биологическую основу. Таким образом, коммунизм будет означать не некое «бессемейное» состояние общества, а дальнейшее укрепление социально-нравственных устоев семьи на основе усиления общественной и индивидуальной необходимости в ней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Революция в Египте

Египетская армия вечером в среду объявила президенту Мухаммеду Мурси о его отстранении от власти, остановила действие конституции, после этого главой государств...

News image

Кубинская революция

Кубинская революция — вооружённая борьба за власть на Кубе, начавшаяся 26 июля 1953 года и закончившаяся 1 января 1959 победой восставших. В результате гос...

News image

Социалистическая революция

Социалистическая революция, пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической фор...

Коммунизм:

Сталинские репрессии

News image

«Сталинские репрессии» (также известны как «Большой террор») — раздутый и распространённый в России и за рубежом буржуазный антикомму...

Неокоммунизм

News image

Неокоммунизм (от лат. communis — община, общинное, neo — новый) — деятельность, направленная на развитие и претворение в жизнь идей к...

Это сладкое слово СВОБОДА

News image

Свобода кажется необходимым условием существования человека. Каждый хочет быть свободным. Но означает ли свобода вседозволенность и в...

Декларация о преступлениях коммунизма

News image

Декларация о преступлениях коммунизма, является декларацией, подписанной 25 февраля 2010 года несколькими известными европейскими пол...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Аньхойская клика, Аньфуистская клика

News image

Аньхойская клика, Аньфуистская клика, одна из группировок бэйянских милитаристов, образовавшаяся в Китае в 1916 после смерти Юан...

Ход развивающихся событий революции на Кубе

News image

На рассвете 26 июля 1953 года, группы вооруженной молодежи (165 человек), во главе адвокатом Фиделем Кастро (родившемся 13 авгус...

РАЗГРОМ НЕКОММУНИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КНДР (1945-1959)

News image

Подобно некоторым другим бывшим социалистическим странам, КНДР является государством, в котором формально существует многопартий...

Мощное влияние США на внешнюю обстановку Кореи

News image

В Южной Корее социальная революция, развернувшаяся после освобождения страны, столкнулась с активным противодействием американск...

ПХЕНЬЯН И ПХЕНЬЯНЦЫ: 1984 (Заметки советского стажера)

News image

В 1984-1985 гг. мне довелось провести год на стажировке в Корейской Народно-Демократической Республике, в Университете имени Ким...

Теория перманентной революции

News image

Теория перманентной революции (от лат. permaneo — продолжаюсь, остаюсь) — это теория о развитии революционного процесса в перифе...

Красное движение:

Революционный красный террор начала XX века

News image

Само понятие «красного террора» впервые ввела эсерка Зинаида Коноплянникова, которая заявила на суде в 1906. В свою очередь, термин «кр...

Красное движение. Красный и белый террор

News image

В настоящее время мы пришли к пониманию того, что гражданская война — это братоубийственная война. Однако вопрос о том, какие силы противо...

Использование газа

News image

Газ успешно применяется в сфере народного хозяйства как отличный вариант топлива в быту, промышленности. Используется газ также в качестве с...