Главная - Энциклопедия коммунизма - Семья при социализме и коммунизме


Семья при социализме и коммунизме
Красное движение - Энциклопедия коммунизма

семья при социализме и коммунизме

Семья при социализме и коммунизме

Семья — основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (структурой) общность, для создания которой необходима социальная санкция; последняя характеризует соответствие составляющего основу семьи супружества определенной совокупности социальных норм. Следовательно, в семье сочетаются качества малой социально-психологической группы и социального института. Соотношение между ними, так же как и преобладающие в обществе мотивы брака, численность, структура, функции семьи зависят в конечном счете от характера господствующих экономических отношений, а непосредственно также — от социального статуса людей, их профессии, культуры, традиций социальной среды, демографической ситуации в регионе (стране) и т. д. Иначе говоря, семья представляет собой специфическое выражение сущности данного общества, его общих закономерностей. В то же время многогранность брачно-семейных отношений, наличие в них, наряду с социальным, и биопсихического аспекта обусловливают относительную самостоятельность их развития.

Внутрисемейные отношения тесно связаны со взаимоотношениями между семьей и общественным целым. Эти взаимоотношения конкретизируются, с одной стороны, в демографической политике государства, с другой — в социальных функциях семьи. При этом различаются, во-первых, специфические функции, выражающие сущность брачно-семейных отношений и ответственность родителей за воспитание детей, во-вторых, функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству частной собственности, организация производства, потребления и др.).

В развитии советской семьи находят выражение прежде всего высокая гуманистическая сущность социализма как социально-экономической системы, идеалы и ценности социалистической культуры. Вместе с тем на это развитие влияют как те объективные трудности, которые пришлось пережить нашему обществу, в частности экономические и демографические последствия гражданской и Великой Отечественной войн (последствия экономических трудностей, резкого сокращения рождаемости, безотцовщины, миграционных процессов и др.), так и различного рода недоработки и недостатки субъективного порядка (например, длительное отсутствие у нас системы подготовки молодежи к браку и службы помощи семье).

Социальное значение советской семьи возрастает по мере того, как повышаются требования к воспитанию, в котором влияние семьи играет главную роль. Именно семья, ее нравственно-психологический климат формируют тот эмоциональный, психологический фундамент, на котором строится все последующее умственное и духовное развитие личности. Как своего рода «социальный микрокосм», семья наиболее соответствует педагогическому требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Поскольку же в ней представлены различные возрастные, половые, а подчас также и профессиональные общественные «подсистемы», она создает детям наиболее широкие возможности для проявления своих эмоциональных и интеллектуальных задатков и их реализации.

Будучи необходимым фактором воспитания молодого поколения, семья вместе с тем сама нуждается в детях, поскольку они, как отмечал еще Гегель, обновляют, упрочивают и обогащают супружеские отношения.

Все это актуализирует проблемы укрепления семьи и усиления ее социальной дееспособности, оптимизации количественных и качественных показателей рождаемости, более решительной борьбы с алкоголизмом и другими антиподами коммунистической морали, которые являются главными источниками негативных тенденций в этой важной области общественной жизни. Демографическая политика в условиях развитого социализма направлена также на повышение материального благосостояния семьи, преодоление противоречий между профессиональной работой женщин и материнством путем развития общественного бытового обслуживания и расширения сети детских учреждений, совершенствование нравственных и правовых основ брачно-семейных отношений.

В ходе строительства коммунизма с неуклонным повышением нравственной и эстетической культуры населения становятся более стабильными и глубокими чувства, составляющие психологическую основу единобрачия: любовь и ответственность за воспитание детей. Однако было бы упрощением трактовать прочность коммунистической семьи как отсутствие в ней каких-либо противоречий или конфликтов. В действительности сложность психологических отношений между полами, между родителями и детьми — следствие не только отставания сознания от бытия, но и различий самих субъектов данных отношений, их изменчивости, разнообразия потребностей, интересов, настроений, присущей людям способности увлекаться и разочаровываться. Другими словами, сами по себе человеческие качества, сильные и слабые стороны людей способны создавать в отношениях между ними ситуации, чреватые конфликтами и даже взрывами. Нравственный и эстетический прогресс поднимет культуру населения, умение человека владеть собой, держать себя в руках, но он одновременно сделает его более утонченным, более гордым, а значит, и более требовательным к поведению других.

Преодоление противоречий между материнством и профессиональной деятельностью женщин существенно улучшит условия для стабилизации рождаемости, обеспечения необходимой нормы воспроизводства населения во всех регионах страны, улучшения здоровья детей.

Затраты времени членов семьи на хозяйственно-бытовую деятельность существенно сократятся (см. Быт при социализме и коммунизме), что позволит ей значительно эффективнее, чем в настоящее время, выполнять функцию социализации молодого поколения. В результате общего повышения уровня воспитательной работы увеличится роль общественных детских учреждений. В то же время семейное воспитание, в силу его глубокой специфичности, останется насущной необходимостью для общества даже в самом отдаленном будущем. К тому же и чувства материнства и отцовства, а значит, и потребность общения с детьми для самих родителей, надо полагать, также не «отомрут», а, наоборот, разовьются и усилятся, ибо это — социальные, нравственные качества людей, хотя они имеют природную, биологическую основу. Таким образом, коммунизм будет означать не некое «бессемейное» состояние общества, а дальнейшее укрепление социально-нравственных устоев семьи на основе усиления общественной и индивидуальной необходимости в ней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Революция

Общие сведения. Революция является коренным преобразованием в какой-либо сфере человеческой деятельности. Речь идёт о радикальном, коренном, глубоком, качес...

News image

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 ...

News image

Странные революции

Мир удивлен серией странных революций. Странных потому, что произошли они почти одновременно и затронули ряд государств, пострадавших от роста цен на продовол...

Коммунизм:

Коммунистическая идея жива!

News image

С развалом СССР, многие, во всём мире и на «обломках самого Союза»,  поспешили заявить о том, что Коммунизм, как идеология, умер НАВС...

ДИКТАТОРЫ ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ

News image

В так называемых странах социалистического блока евреи осуществляют полную и тотальную диктатуру. Привели их туда к власти советские ...

Личная собственность при социализме

News image

Личная собственность при социализме — форма присвоения гражданами социалистического общества предметов потребления и других жизнен...

Бременская Советская Республика

News image

Бременская Советская Республика (нем. Bremer Räterepublik) — пролетарская республика Советов, провозглашённая 10 января 1919 года в н...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Революция 1917 года в России

News image

Революционный коммунистический союз молодежи (большевиков) — РКСМ(б) — коммунистическая организация, объединяющая молодежь в бор...

Теория перманентной революции

News image

Теория перманентной революции (от лат. permaneo — продолжаюсь, остаюсь) — это теория о развитии революционного процесса в перифе...

Перемены на Кубе после 1993года

News image

Внутренняя и внешняя политика Кастро во многом изменилась за последнее время. Например, явно прослеживается движение к рыночной ...

Фидель Кастро Алехандро Рус (Castro)

News image

Где его враги, где его бывшие друзья? Кастро пережил шестерых президентов США, шестерых лидеров Советского Союза и России. Давно...

Крестьянская война начала ХХ века и ее значимость для победы большевиков

News image

«Октябрьский переворот» Революцию, которая свершилась в России в октябре 1917 года, постсоветские пропагандисты называли переворо...

Сунь Ят-сен - китайский революционер-демократ

News image

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении — Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) [12.11.1866, у

Красное движение:

Причины советского распада

News image

Согласно показателям статистики, советская экономика была достаточно эффективной. Положительная тенденция развития экономики в СССР наблюдал...

Красный террор

News image

Кра сный терро р — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917–1923 гг.) против социальны...

Еженедельник ВЧК и красный террор

News image

Ф. Э. Дзержинский публикует распоряжение об издании «Еженедельника ВЧК», которому поручено публиковать известия о деятельности органов ЧК ...