Главная - Энциклопедия коммунизма - Семья при социализме и коммунизме


Семья при социализме и коммунизме
Красное движение - Энциклопедия коммунизма

семья при социализме и коммунизме

Семья при социализме и коммунизме

Семья — основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (структурой) общность, для создания которой необходима социальная санкция; последняя характеризует соответствие составляющего основу семьи супружества определенной совокупности социальных норм. Следовательно, в семье сочетаются качества малой социально-психологической группы и социального института. Соотношение между ними, так же как и преобладающие в обществе мотивы брака, численность, структура, функции семьи зависят в конечном счете от характера господствующих экономических отношений, а непосредственно также — от социального статуса людей, их профессии, культуры, традиций социальной среды, демографической ситуации в регионе (стране) и т. д. Иначе говоря, семья представляет собой специфическое выражение сущности данного общества, его общих закономерностей. В то же время многогранность брачно-семейных отношений, наличие в них, наряду с социальным, и биопсихического аспекта обусловливают относительную самостоятельность их развития.

Внутрисемейные отношения тесно связаны со взаимоотношениями между семьей и общественным целым. Эти взаимоотношения конкретизируются, с одной стороны, в демографической политике государства, с другой — в социальных функциях семьи. При этом различаются, во-первых, специфические функции, выражающие сущность брачно-семейных отношений и ответственность родителей за воспитание детей, во-вторых, функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах (накопление и передача по наследству частной собственности, организация производства, потребления и др.).

В развитии советской семьи находят выражение прежде всего высокая гуманистическая сущность социализма как социально-экономической системы, идеалы и ценности социалистической культуры. Вместе с тем на это развитие влияют как те объективные трудности, которые пришлось пережить нашему обществу, в частности экономические и демографические последствия гражданской и Великой Отечественной войн (последствия экономических трудностей, резкого сокращения рождаемости, безотцовщины, миграционных процессов и др.), так и различного рода недоработки и недостатки субъективного порядка (например, длительное отсутствие у нас системы подготовки молодежи к браку и службы помощи семье).

Социальное значение советской семьи возрастает по мере того, как повышаются требования к воспитанию, в котором влияние семьи играет главную роль. Именно семья, ее нравственно-психологический климат формируют тот эмоциональный, психологический фундамент, на котором строится все последующее умственное и духовное развитие личности. Как своего рода «социальный микрокосм», семья наиболее соответствует педагогическому требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Поскольку же в ней представлены различные возрастные, половые, а подчас также и профессиональные общественные «подсистемы», она создает детям наиболее широкие возможности для проявления своих эмоциональных и интеллектуальных задатков и их реализации.

Будучи необходимым фактором воспитания молодого поколения, семья вместе с тем сама нуждается в детях, поскольку они, как отмечал еще Гегель, обновляют, упрочивают и обогащают супружеские отношения.

Все это актуализирует проблемы укрепления семьи и усиления ее социальной дееспособности, оптимизации количественных и качественных показателей рождаемости, более решительной борьбы с алкоголизмом и другими антиподами коммунистической морали, которые являются главными источниками негативных тенденций в этой важной области общественной жизни. Демографическая политика в условиях развитого социализма направлена также на повышение материального благосостояния семьи, преодоление противоречий между профессиональной работой женщин и материнством путем развития общественного бытового обслуживания и расширения сети детских учреждений, совершенствование нравственных и правовых основ брачно-семейных отношений.

В ходе строительства коммунизма с неуклонным повышением нравственной и эстетической культуры населения становятся более стабильными и глубокими чувства, составляющие психологическую основу единобрачия: любовь и ответственность за воспитание детей. Однако было бы упрощением трактовать прочность коммунистической семьи как отсутствие в ней каких-либо противоречий или конфликтов. В действительности сложность психологических отношений между полами, между родителями и детьми — следствие не только отставания сознания от бытия, но и различий самих субъектов данных отношений, их изменчивости, разнообразия потребностей, интересов, настроений, присущей людям способности увлекаться и разочаровываться. Другими словами, сами по себе человеческие качества, сильные и слабые стороны людей способны создавать в отношениях между ними ситуации, чреватые конфликтами и даже взрывами. Нравственный и эстетический прогресс поднимет культуру населения, умение человека владеть собой, держать себя в руках, но он одновременно сделает его более утонченным, более гордым, а значит, и более требовательным к поведению других.

Преодоление противоречий между материнством и профессиональной деятельностью женщин существенно улучшит условия для стабилизации рождаемости, обеспечения необходимой нормы воспроизводства населения во всех регионах страны, улучшения здоровья детей.

Затраты времени членов семьи на хозяйственно-бытовую деятельность существенно сократятся (см. Быт при социализме и коммунизме), что позволит ей значительно эффективнее, чем в настоящее время, выполнять функцию социализации молодого поколения. В результате общего повышения уровня воспитательной работы увеличится роль общественных детских учреждений. В то же время семейное воспитание, в силу его глубокой специфичности, останется насущной необходимостью для общества даже в самом отдаленном будущем. К тому же и чувства материнства и отцовства, а значит, и потребность общения с детьми для самих родителей, надо полагать, также не «отомрут», а, наоборот, разовьются и усилятся, ибо это — социальные, нравственные качества людей, хотя они имеют природную, биологическую основу. Таким образом, коммунизм будет означать не некое «бессемейное» состояние общества, а дальнейшее укрепление социально-нравственных устоев семьи на основе усиления общественной и индивидуальной необходимости в ней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Репрессии в период правления Батисты (Куба)

Репрессии в период правления Батисты — политические преследования, осуществлявшиеся со стороны гражданских властей и вооружённых сил Кубы во время нахождения ...

News image

Промышленный переворот в Англии: начало

Смена мануфактуры фабрикой, также именуемая промышленным переворотом, началась в Англии в 60-ые годы 18 века. Существуют два главных момента промышленного перев...

News image

Сущность дьявольского культа китайской коммунистической партии

Предисловие Крах социалистического блока вслед за крахом Советского Союза в начале 1990-х годов отметил падение коммунизма спустя почти столетие со дня его...

Коммунизм:

Резолюция Совета Европы №1481

News image

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1481 — официальный документ Совета Европы, призывающий к осуждению преступлений тот...

Коллектив социалистический

News image

Коллектив социалистический (лат. collectivus — собирательный) — ячейка социалистического общества, в которой сочетаются индивидуал...

Материально-техническая база коммунизма

News image

Материально-техническая база коммунизма — производственно-технологическая основа высшей фазы коммунистической общественно-экономичес...

Всесоюзная Молодая Гвардия Большевиков

News image

Всесоюзная Молодая Гвардия Большевиков — молодёжная коммунистическая организация, молодёжный отряд Всесоюзной Коммунистической Партии...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Советские исследования: Мао Цзэдун и Культурная революция в Китае

News image

Культурная революция в Китае вызывает споры и все равно остается загадочной в силу внешней абсурдности событий. Однако помимо ...

Причины революции 1959г

News image

Причины революции 1959г Революция на Кубе вошла в историю, как одна из самых известных побед над диктатурой. Она была вызвана ка...

История «Цветных Революций»

News image

Политические события, а именно массовые протесты перед выборами, исходом которых была перемена политрежима в стране, которые проис...

Революция 1925-27 в Китае

News image

Революция 1925—27 в Китае, незавершённая буржуазно-демократическая революция, направленная на уничтожение империалистического гн...

Чжан Сюэ-лян

News image

Чжан Сюэ-лян (р. 1898), китайский военный и политический деятель. Сын милитариста Чжан Цзо-линя. После гибели отца в 1928 стал п...

Чжан Тай-лэй (1898, Чанчжоу, — 12.12.1927, Гуанчжоу)

News image

Чжан Тай-лэй (1898, Чанчжоу, — 12.12.1927, Гуанчжоу), деятель Коммунистической партии Китая (КПК). Из семьи служащего

Красное движение:

ВЦИК

News image

Общеизвестное сокращение ВЦИК является аббревиатурой Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В справочной литературе опре...

Красный террор в 1917—1921 годах

News image

Смертная казнь в России была отменена 26 октября 1917 г. решением Второго Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов. ...

Как развивалась советская автоматическая телефония?

News image

Прежде всего, нужно было определить базу телефонного автоматизирования на 10-15 лет вперед. В связи с этим, возникала необходимость увеличен...