Главная - Энциклопедия коммунизма - Мораль коммунистическая


Мораль коммунистическая
Красное движение - Энциклопедия коммунизма

мораль коммунистическая

Мораль коммунистическая

Мораль (лат. mores — нравы, moralis — нравственный) — санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму — поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности.

Основная функция морали — обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства.

Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества.

М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели коммунистического воспитания, черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики.

По мере воспитания М. к., углубления социалистической демократии в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий гуманизм идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры.

Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности (патриотизм социалистический, коллективизм, взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность — это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения.

Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль — в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются.

М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, дисциплина, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318).

При социализме труд — высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой — взаимопомощь соревнующихся.

В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал).

Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»).

Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений.

Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Социалистические революции в мире:

News image

Революция в Египте

Египетская армия вечером в среду объявила президенту Мухаммеду Мурси о его отстранении от власти, остановила действие конституции, после этого главой государств...

News image

Изобретения, способствующие промышленной революции во Франции

Промышленная революция, начавшаяся во Франции в первые десятилетия 19 в., завершилась победой машинного производства над ручным трудом в 60-е годы 19в. Она осущ...

News image

Странные революции

Мир удивлен серией странных революций. Странных потому, что произошли они почти одновременно и затронули ряд государств, пострадавших от роста цен на продовол...

Коммунизм:

Коммунистическое воспитание

News image

Коммунистическое воспитание — целеустремленное, систематическое, планомерное формирование преданных коммунизму, всесторонне и гармони...

МИР БУРЖУАЗНЫЙ И МИР СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ

News image

Останутся пять ненасытных чувств, и шестое ненасытное чувство - тщеславие, останется вся демоническая природа человека Дикая сама по...

Личность при социализме

News image

Личность при социализме — конкретный человек, член социалистического общества в единстве его социальных свойств в сочетании с инди...

Семья при социализме и коммунизме

News image

Семья при социализме и коммунизме Семья — основанная на браке или родстве и обладающая исторически определенной организацией (стру...

More in: Энциклопедия коммунизма

Хроники революций:

Политика КНДР

News image

Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство,...

Китай: от буржуазной революции к революции пролетарской

News image

Огромная роль, которую предстоит сыграть Китаю в 21 веке, не подлежит сомнениям. Но в чем будет заключаться эта роль? В то...

Развитие в Корее революции

News image

Предпосылки народно-демократической революции сложились в недрах корейского общества. Еще в годы второй мировой войны, особенно ...

Учанское восстание 1911

News image

Учанское восстание 1911, вооружённое восстание 10 октября 1911 в г. Учан (административный центр провинции Хубэй), положившее на...

Ихэцюань («Кулак во имя справедливости и согласия»), тайное религиозное общество в Китае

News image

Ихэцюань («Кулак во имя справедливости и согласия»), тайное религиозное общество в Китае, возглавившее Ихэтуаньское восстание (1...

Ким Ир Сен

News image

Биография Ким Ир Сена настолько окутана мифами и легендами, что отделить правду от вымысла довольно нелегко[3]. Согласно официал...

Красное движение:

Красный террор

News image

Кра сный терро р — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917–1923 гг.) против социальны...

Красное движение. Красный и белый террор

News image

В настоящее время мы пришли к пониманию того, что гражданская война — это братоубийственная война. Однако вопрос о том, какие силы противо...

Революционный красный террор начала XX века

News image

Само понятие «красного террора» впервые ввела эсерка Зинаида Коноплянникова, которая заявила на суде в 1906. В свою очередь, термин «кр...